Давайте выпьем
Место сдается
 

Игры начальников

<<Назад | Содержание | Дальше>>

ОБЪЕДИНЯЛКИ: ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО ПО КОМАНДНОМУ ДУХУ

    На каждом шагу в учреждении вы видите ламинированный плакат "Мы все делаем вместе". На собраниях начальство без умолку говорит о командном духе. Это по меньшей мере риторика. В реальности начальство пользуется каждой возможностью, чтобы натравить одного работника на другого. Командного духа здесь не больше, чем на средневековом рыцарском турнире. В частной беседе, например, начальник ясно дает понять, что на прибавки выделен фиксированный бюджет - и этот бюджет останется фиксированным. Таким образом, каждый доллар прибавки твоему коллеге - это доллар из твоего кармана. И когда начинается сокращение штатов, все прекрасно знают, что каждый, кто не отработал достаточно часов на "лесоповале", будет отправлен на "мыловарню".

Анализ игры

   * "Каждый менеджер в стране скажет, что он ориентирован на работу в команде. Тем не менее многие из них не представляют, что это значит. Они могут иметь неплохие отношения с другим начальством или с собственными сотрудниками и полагать, что это прекрасная работа в команде - хотя подчиненные даже не разговаривают друг с другом, - говорит консультант Энтони Малкерн. - Это просто невежество, но оно может превратиться в игру, если начальник продолжит с той же ортодоксальностью швыряться пустыми словами, даже не стремясь к совместной работе".

    "В глубине души, без риторики, большинство начальства не верит в командный дух и не думает, что он существует (так зачем стараться?), - говорит доктор Фрэнсис Бондс-Уайт, психолог и директор ассоциации консультантов из Филадельфии. - Большинство менеджеров придерживаются принципа "разделяй и властвуй". Легче управлять и манипулировать людьми, когда они разобщены и настроены друг против друга". Зачем тогда вся эта трескотня о сотрудничестве и командном духе? "Эта идея стала модной в 1980-е годы в ответ на японскую экономическую угрозу. Но вряд ли так думает типичный американский менеджер", - заключает Бондс-Уайт.

    Еще одно весьма нелестное объяснение игры в "командный дух" появилось недавно в книге под названием "Работать мудро: профсоюзное руководство по программе соучастия" "Под давлением руководства никогда не образовывались команды, позволяющие рабочим приобрести более специализированные навыки. Скорее наоборот, и "команда" у них означает "группа взаимозаменяемых рабочих", то есть призвана уничтожать всякие различия... " Другими словами, когда начальство говорит Тому, Дику и Гарриэт, что они отныне - счастливая команда, их долговременная задача состоит в обмене знаниями и опытом, чтобы каждый из них стал своего рода расходным материалом. Такая взаимозаменяемость окажется весьма удобной, когда начальство в следующий раз соберется сократить одного рабочего - особенно если удастся убедить оставшихся двоих выполнить всю его работу.

Как играть

   * Возьмите на себя роль координатора. Допустите, что начальство в некоторой степени хочет командной работы, но просто не знает, как это делается. Вы вносите свою лепту. Скажите примерно так: "Джон, мы стремимся к сотрудничеству, но я вижу много мелких промашек. У меня есть кое-какие соображения, как легче достичь поставленной цели". И пока вы не перейдете в оборону, начальник может действительно прислушиваться к вашим предложениям, говорит Роберт Джафф.

   *Сохраняйте честолюбие. Играя в команде, не обязательно оставаться в тени. Конечно, сотрудничайте с другими. Но это не значит, что вы не можете или не должны заниматься саморекламой и привлекать внимание руководства к своим талантам.

   * Зацепитесь за словечко. "Если ясно, что для руководства слова "командный дух" и "сотрудничество" - пустой звук, что начальство просто играет, используя эти слова, лучше сделать вид, что присоединились к игре, - говорит Майкл Мерсер. - Нет необходимости делать что-то другое, нужно только направо и налево разбрасываться словами "командный дух" и "сотрудничество", особенно в отчетах".



Copyright © 2000-2016 Asteria